«Пингвины». Игроки образуют круг. У каждого в руках по одному мешочку. По сигналу взрослого дети зажимают мешочек колен и прыгают на двух ногах по кругу (дистанция между ними должна быть не менее 0,5 м, чтобы они не мешали другу). Вначале выполняются прыжки в одну сторону, затем остановка, поворот, и задание повторяется.
«Не промахнись». Дети выстраиваются в два-три круга, у каждого в руках мешочк или малый мячик. В центре круга на расстоянии 2,5 м от детей – обруч или корзина. По сигналу взрослого дети бросают мешочек, стараясь попасть в корзину или обруч. Взрослый отмечает тех, кто попал, затем дети бегут за мешочками или мячиками .
«Ловишки» (с ленточками). Дети строятся в круг; у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка. По сигналу взрослого: «Раз, два, три — лови!» — дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. По сигналу взрослого: «Раз, два, три — в круг скорей беги!» — все строятся в круг. Взрослый предлагает поднять руки тем, кто лишился ленточки, т. е. проиграл, и подсчитывает их. Ловишка возвращает ленточки детям, и игра повторяется, с новым водящим.
«Не задень». Параллельно в два ряда ставятся кегли на расстоянии 40 см одна от другой (5—6 шт.). Играющие становятся в колонну и друг за другом, стараясь не задеть за кегли, пробегают «змейкой». Как только игроки всей колонны пробегут, стоящий первым игрок поднимает руку вверх. Повторяется 2—3 раза.
«Мы, веселые ребята». Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят:
«Мы, веселые ребята,
Любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три — лови!»
После слова «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. Тот, кого ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечет черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку. После двух перебежек выбирается второй ловишка.
«Быстро возьми». Дети образуют круг и по сигналу взрослого выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки и т. д.), которых должно быть на один или два меньше. На следующий сигнал: «Быстро возьми!» — каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется 2—3 раза.
«Поймай мяч». Играющие распределяются на тройки. Двое встают на расстоянии 2—2,5 м друг от друга и перебрасывают мяч, а третий находится между ними и старается коснуться или поймать его. Если водящий дотронется до мяча или поймает его, то меняется местами с проигравшим и игра продолжается. Игра прекращается по сигналу взрослого.
«Проведи мяч» (баскетбольный вариант). Все играющие получают по одному мячу большого диаметра. Взрослый показывает, как следует провести мяч: передвигаться надо на слегка |согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед. Рука, ведущая 14, при этом согнута в локте, а кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя.
Взрослый объясняет детям, что отбивать мяч (вести его) надо несколько сбоку от себя, равномерно, согласованно, с передвижением вперед.
Вначале предлагается детям попробовать ведение мяча на месте, а затем продвигаясь вперед на расстояние 5—6 м; причем с таким расчетом, чтобы они не мешали друг другу.
«Пас друг другу». Взрослый предлагает детям образовать пары, взять по одному мячу, и, передавая его друг другу, выполнять упражнение (пас правой и левой ногой попеременно, расстояние между детьми 3м).
«Отбей волан». Дети распределяются на пары. В руках у каждой по ракетке, у другой еще и волан. Взрослый показывает, как надо подбросить волан, ударить по нему ракеткой, направляя в сторону товарища. Тот должен отбить волан ракеткой на партнера. Главное — чтобы волан падал на землю как можно реже. Затем воспитатель подает команду, и дети меняются ролями.
«Попади в корзину» (баскетбольный вариант). Играющие (с мячами) располагаются полукругом вокруг корзины, и взрослый показывает, как надо бросать мяч: ноги слегка расставлены и согнуты, мяч в обеих руках утруди — это исходное положение; вписав небольшую дугу вниз на себя и выпрямляя руки вверх, бросить мяч с одновременным разгибанием ног. Пальцы при этом мягким толчком направляют мяч в корзину.
После показа и объяснения дети поочередно выполняют броски с места в корзину.
«Перебрось и поймай». Дети выстраиваются в две шеренги на расстоянии 3 м. Между шеренгами на равном расстоянии от каждой проводится «коридор» шириной в 0,5 м. По сигналу взрослого игроки команды, имеющей мячи, бросают мяч в «коридор» правой рукой, а игроки второй шеренги ловят его двумя руками после отскока. В данном упражнении развиваются глазомер и ловкость, а также координация движений.
«Перепрыгни — не задень». Дети выстраиваются в колонну. Играющие перепрыгивают (продвигаясь вперед) через шнур (длина 4 м) на двух ногах без пауз, стоя боком, то справа, то слева. В конец колонны возвращаются шагом.
«Кто дальше бросит». Дети распределяются по всей площадке и лепят по нескольку снежков (4—5 шт.). По сигналу взрослого на исходную позицию выходит первая группа детей. Дается задание: бросить снежки до кеглей, стоящих на расстоянии 3—4 м, вторая линия — 5—6 м и третья — 8—10 м. Отмечается самый ловкий из играющих, подходит вторая подгруппа ребят, задание повторяется.
«Мороз-Красный нос». На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, играющие располагаются в одном из них. Водящий — «Мороз-Красный нос» становится посредине площадки лицом к играющим и произносит:
«Я — Мороз-Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?»
Играющие хором отвечают:
«Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз».
После произнесения слова «мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий догоняет их и старается коснуться рукой — «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь.
Воспитатель вместе с «Морозом» подсчитывает количество «замороженных». После каждой перебежки выбирают нового «Мороза». В конце игры сравнивают, какой водящий — «Мороз» — заморозил больше играющих.
«Кто быстрее до снеговика». Играющие располагаются вокруг снеговика на равном от него расстоянии — 3—4 м, у каждого перед ногами положен снежок. По сигналу взрослого дети прыгают на двух ногах до снеговика; затем поворачиваются кругом и прыгают в обратном направлении до снежка, берут его в руки и поднимают над головой. Игровое упражнение повторяется 2—3 раза. Отмечаются те дети, которые быстро и правильно выполнили упражнение.
«Забей шайбу». Из снега делаются ворота (заранее) шириной 1,5 м и глубиной 0,5 м, и с расстояния 2м играющие поочередно стараются загнать в них шайбу. Для увеличения двигательной активности детей можно сделать несколько ворот (2—3 шт.).
«По дорожке». На утрамбованной снежной дорожке заливается отрезок длинной в 4—8 м, шириной в 40—50 см. Играющие энергично разбегаются по снегу и скользят по ледяной дорожке, стараясь прокатиться как можно дальше. Сбоку можно поставить ориентиры (цветные кубики или кегли) с обозначением расстояния, чтобы отметить, кто дальше проскользит.
«Точный пас». Играющие распределяются на пары, в руках у каждого по клюшке и у одного шайба. Дети встают на расстояние 2—2,5 м один от другого и перебрасывают шайбу плавными, несильными движениями, чтобы она точно попадала на клюшку партнеру.
«Проведи — не задень». Играющие выстраиваются в колонну, в руках у каждого клюшка и шайба. Взрослый дает задание: провести шайбу между кеглями, поставленными в один ряд (расстояние между ними 1 м). По сигналу взрослого начинают игроки, стоящие в колоннах первыми. Как только они пересекут условную линию и встанут лицом к играющим, в игру вступает следующий игрок. Таким образом, надо провести шайбу с одной стороны площадки на другую и встать в свою колонну.
«Горелки». Играющие встают в две колонны, взявшись за руки, впереди — водящий. Дети хором произносят:
«Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо:
Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, три — беги!»
С последним словом, стоящие в последней паре опускают руки и бегут в начало колонны — один справа, другой слева от нее. Водящий пытается поймать одного из детей, прежде чем он успеет опять взяться за руки со своим партнером. Если водящему удается это сделать, то он берется за руки с пойманным, и они становятся впереди колонны. Оставшийся без пары становится водящим.
«Удочка». Дети становятся по кругу на расстоянии одного - двух шагов. В центре взрослый, он вращает по кругу шнур, на конце которого привязан мешочек с песком. По мере приближения мешочка к каждому играющему следует подпрыгнуть на месте, не задев за него. Тот, кто задел за мешочек, делает шаг назад.
Взрослый делает паузу, и выбывшие из игры возвращаются в круг. Упражнение повторяется 3-4 раза.
«Прокати и сбей». На расстоянии 5 м от исходной линии взрослый ставит кегли по количеству играющих. Дети делятся на две подгруппы. Выстраивается первая подгруппа, в руках у детей по одному большому мячу. По сигналу взрослого ребята прокатывают его в прямом направлении, стараясь сбить кеглю. Дети, стоящие на противоположной стороне, подхватывают мячи и переходят на место тех, кто выполнил упражнение, т. е. меняются местами. Упражнение повторяется 2—3 раза.
«Стой». Играющие образуют круг, в центре которого стоит водящий, в руках у него малый мяч. Он подбрасывает мяч вверх и произносит имя кого-либо из детей. Ребенок, которого назвали, бежит за мячом, а остальные разбегаются в разные стороны. Как только названный ребенок поймает мяч, он громко произносит: «Стой!» Все играющие должны остановиться на том месте, где их застала команда. Водящий старается попасть в игрока, находящегося ближе к нему. Если водящий промахнется, то он снова бежит за мячом, а все играющие разбегаются. Взяв мяч, водящий опять подает команду: «Стой!» — и старается попасть в кого-либо. Осаленный становится новым водящим, и игра продолжается.
«Кто быстрее». Играющие строятся в три колонны. По сигналу взрослого игроки, стоящие первыми, выполняют прыжки на двух ногах до своего обруча, в котором находится мяч, берут его и возвращаются бегом к своей команде. Второй игрок с мячом в руках прыгает на двух ногах до обруча, кладет его и возвращается бегом назад. Как только он пересечет обозначенную линию, прыжки начинает следующий игрок и т. д. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.
«С кочки на кочку». Взрослый выкладывает
в шахматном порядке плоские обручи (6—8 шт. в две линии). Играющие выстраиваются в две колонны. По сигналу взрослого первые игроки начинают перепрыгивать на двух ногах из обруча в обруч. Как только первый игрок прыгнет из последнего обруча, прыжки начинает второй игрок колонны и т. д. Побеждает команда быстро и правильно (не оступившись ни разу) перебравшаяся другой берег. Игра повторяется 2—3 раза.
«Проведи мяч». Взрослый ставит в два ряда кегли (5—6 шт.), расстояние между ними 1,5 м. Дается задание: провести мяч ногами с таким расчетом, чтобы не отпускать его от себя далеко. Дети распределяются на две команды и выполняют упражнение в среднем темпе.
«Бездомный заяц». Выбирается охотник и бездомный заяц, остальные играющие — зайцы; они чертят себе кружочки, и каждый встает в свой домик.
Бездомный заяц убегает, а охотник догоняет его. Спасаясь от охотника, заяц может забежать в любой кружок; стоявший в нем ребенок должен убегать, потому что теперь он становится бездомным, и охотник будет ловить его. Как только охотнику удается поймать (запятнать) зайца, они меняются ролями. Для увеличения двигательной активности детей в одном домике может находиться два-три зайца.
«Гонка мячей» (в шеренге). Дети строятся в две шеренги, у первых игроков мячи. По сигналу взрослого они передают мяч следующим игрокам в шеренге, пока не получит последний и не поднимет его вверх. Отмечается команда-победительница.
«Передай мяч». Играющие строятся в две колонны (расстояние между детьми не более одного шага). В руках игроков, стоящих первыми, мяч большого диаметра. По сигналу воспитателя (свисток, удар в бубен) они передают мяч двумя руками снизу (между ног). Как только игрок, стоящий в колонне последним, получает мяч, он быстро бежит, встает впереди колонны и передает мяч снова. Побеждает команда детей, выполнившая задание быстро и правильно. Взрослый отмечает команду-победителя. Игра повторяется 2—3 раза.